Стартап на вьетнамском олигопольном рынке

Бизнес авиация

Планы вьетнамского стартапа Bamboo Airways (IATA-код не назначен) разбились о реальность.

Назначенный на 10 октября запуск полётов приходится откладывать, так как за день до этого министерство транспорта страны оповестило претендентов, что «лицензионные процедуры для авиакомпании ещё не завершены».

Более того, министерство утверждает, что уже давно обратилось к председателю правительства запросом выдать лицензию Bamboo в августе, но из его канцелярии до сих пор не было никакой реакции.

Чем интересен стартап

Собственную авиакомпанию пытается запустить строительный конгломерат FLC Group, вложив в уставной капитал, по официальным данным, 30,8 миллионов долларов США.

Это второй подобный пример: 25 декабря 2011 года начал полёты первый независимый вьетнамский перевозчик, который тоже был основан на деньги девелоперов.

В первый год работы флот Bamboo будет составлен арендованными на вторичном рынке самолётами. Для последующего развития пока придерживаются готовыми к подтверждению предварительные соглашения с Airbus на 24 среднемагистральных A321neo и с Boeing на 20 широкофюзеляжных 787-9.

Самые вместительные узкофюзеляжные самолёты — Airbus A321neo — характерны для внутривьетнамских и коротких трансграничных линий из-за высокой загруженности основных аэропортов страны, особенно хошиминского Таншоннята (SGN).

Внушительный для начинающего перевозчика парк дальнемагистральных Boeing 787-9 говорит о желании выйти на европейские, австралийские и, возможно, американские маршруты, составив там конкуренцию национальной авиакомпании.

Быть может, последнее и стало причиной появления странных препятствий для получения сертификата эксплуатанта.

Для Bamboo Airways 24 самолёта Airbus A321neo будут заказаны в варианте Airbus Cabin Flex (рендер в ливрее будущего перевозчика) — если удастся получить сертификат эксплуатанта

20 широкофюзеляжных Boeing 787-9 означают серьёзные международные амбиции, что явно не нравится менеджменту национального перевозчика

Агентство Reuters опросило заместителя директора Гражданской авиационной администрации Вьетнама (Civil Aviation Authority of Vietnam, CAAV) Во Хуи Тьионга (Vũ Huy Chương), и он заявил, что «не видит каких-либо проблем с заявкой компании на получение лицензии».

Читайте также:  SPARFELL Aviation Group станет новым эксплуатантом Airbus ACJ319

Генеральный директор стартапа Данг Тэт Тханг (Đặng Tất Thắng) в интервью Dân Việt теперь обещает запуск в конце 2018 года:

В принципе, все приготовления к первому полёту в конце четвёртого квартала сделаны.

Как выглядит вьетнамский авиарынок

В случае, если Bamboo Airways всё-таки удастся стартовать, она станет пятым игроком на рынке Вьетнама. В стране уже действуют:

Vietnam Airlines (VN) — контролируемая государством полносервисная авиакомпания, член альянса SkyTeam. Лидер и на рынке внутренних (с долей 44% в 2017 году), и трансграничных перевозок.

Специализируется на point-to-point трафике, фокусируется на вьетнамских пассажирах и не предлагает серьёзного выбора стыковочных маршрутов — что не характерно для больших компаний региона. Оперирует 23-мя широко-, 57-ю узкофюзеляжными и 3-мя турбовинтовыми самолётами.

Airbus A350-941 авиакомпании Vietnam Airlines; используются 12 самолётов на дальних маршрутах

Airbus A321-231 авиакомпании Vietnam Airlines; в парке 57 таких машин для местных и коротких международных линий

Jetstar Pacific (BL) — принадлежащий на 70% Vietnam Airlines и на 30% австралийской Qantas (QF; предоставила свой низкобюджетный бренд и бизнес-модель) лоукостер. Работает как на внутренних (рыночная доля 15% в 2017 году), так и на международных маршрутах и оперирует парком из 19 одинаковых самолётов Airbus A320-200.

VASCO (0V) — маленькая региональная авиакомпания, на 100% контролируемая национальным перевозчиком. Обслуживает города юга страны и использует 5 турбовинтовых самолётов ATR 72-500.

Airbus A320-232WL авиакомпании Jetstar Pacific Airlines

ATR 72-500 авиакомпании VASCO — Vietnam Air Services Company

VietJet Air (VJ) — единственная не зависимая от государства функционирующая вьетнамская авиакомпания. Частный проект Нгуен Тхи Фыонг Тхао (Nguyễn Thị Phương Thảo), самой богатой женщины Вьетнама, строительного и авиационного магната, выпускницы РЭУ им. Г. В. Плеханова (финансы и кредит, экономика труда; бакалавр) и аспирантуры РХТУ им. Д. И. Менделеева (управление предприятиями).

Читайте также:  Flydubai заказала 225 самолётов Boeing 737 MAX за 27 миллиардов долларов

Агрессивно растущий низкобюджетный перевозчик, ориентированный прежде всего на внутренний рынок, и эксплуатирующий только Airbus семейства A320/A320neo — 56 штук (ещё 125 заказано, а в дополнение — контракт на 200 самолётов Boeing 737 MAX).

Теснимый VietJet Air внутри страны, государственный холдинг Vietnam Airlines явно не собирается сдавать без боя позиции на международных маршрутах следующему порождению очередных строителей. И медлительные чиновники в таком случае — типичное орудие.

Нгуен Тхи Фыонг Тхао (Nguyen Thi Phuong Thao), президент и генеральный директор авиакомпании VietJet Air

Airbus A321-211WL авиакомпании Vietjet Air