Китайский банк развития возглавил распродажу HNA

Бизнес авиация

Китайский банк развития (China Development Bank, CDB) возглавляет команду по надзору за распродажей собственности HNA Group. Хайнаньский конгломерат и крупнейший частный авиационный холдинг Китая, погрузившийся в конце 2017 года в финансовый кризис и не способный обслуживать задолженность, приступил к массовому сокращению активов — до такой степени массовому, что в финале должно остаться только ядро бизнеса, сообщает Reuters традиционно без указания конкретных источников информации.

CDB не участвует в переговорах, но любая сделка должна будет пройти его одобрение.

Ваш миллиардный долг — проблема банка

Hainan Airlines (HU), основанная в 1989 году как перевозчик островной провинции Хайнань и выросшая с тех пор в авиационную группу, в 2015 году к массовой скупке активов по всему миру. На что потратила около 50 миллиардов долларов США — причём эти средства были заёмными. Приобретались авиакомпании и смежный бизнес, туроператоры, отели и банки: HNA Group вошла в капитал Deutsche Bank, Virgin Australia и Hilton Hotels Worldwide Holdings.

Но подобная не подкреплённая прибылью активность не понравилась правительству Китая. В июне 2017 года оно распространило рекомендации банкам страны пересмотреть кредитный рейтинг ряда крупнейших корпораций, в числе которых была и HNA. А в ноябре 2017 года появились сообщения о проблемах у этой группы с платежами.

Уже в начале 2018 года Hainan Airlines приостановила торги своими акциями на фондовой бирже Шанхая, а Tianjin Airlines (GS) запросила у своего арендодателя перенос платежей. После этого руководители ряда международных лизинговых компаний направились в Китай на встречи с менеджментом аффилированных с HNA перевозчиков.

Однако к тому времени группа достигла состояния too big to fail, и её кредиторы — в числе которых были не только CDB, но и Bank of China Ltd., China Minsheng Banking Corp. Ltd. и Bank of Communications Co. Ltd., — выделили средства для поддержания компаний конгломерата на плаву. И параллельно вынудили руководство холдинга избавиться от непрофильных активов.

Читайте также:  Новое КБ на базе СибНИА продолжит работу над самолётом ТВС-2ДТС

Среди крупнейших иностранных профильных активов HNA Group — 23,7% в бразильской авиакомпании Azul Linhas Aereas Brasileiras…

…и 13% в австралийском Virgin Australia Holdings, контролирующем авиакомпании Virgin Australia Airlines, Virgin Australia Regional и Tigerair Australia

Большая хайнаньская распродажа

Так, по информации Reuters, под контролем HNA останутся только Hainan Airlines и грузовые перевозки. Все остальные авиакомпании, даже действующие в материковом Китае, подлежат продаже.

Первые на очереди — гонконгские активы Hong Kong Airlines (HX) и HK Express (UO). К ним проявлял интерес сингапурский государственный фонд Temasek Holdings, было даже подписано соглашение о намерениях, но что-то сорвалось — и на данный момент он вышел из переговоров.

Для перевозчиков в основной части страны предусмотрена другая стратегия. Так как найти профильного инвестора, обладающего достаточными компетенциями в отрасли, здесь не удастся, HNA собирается продавать контрольные пакеты, оставаясь миноритарным акционером, ответственным за оперативное управление.

Эта схема уже удачно сработала в ноябре, когда правительство административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района в обмен на долги группы получило контроль над 70% акций Urumqi Airlines Co. Ltd. (авиакомпания Urumqi Air, UQ); 30% остались за хайнаньским конгломератом.

12 декабря подобное соглашение было подписано со столичным государственным туроператором Beijing Tourism Group относительно акций пекинской Beijing Capital Airlines (JD).

Как заявил Чэнь Фэн (Chen Feng) — председатель совета директоров и фактический владелец HNA Group — в интервью китайскому изданию Caijing в ноябре, за 2018-й год группа выставила на продажу активов почти на 300 миллиардов юаней.

В ноябре HNA Group весьма удачно реализовала часть своего пакета акций авиакомпании Urumqi Air

В декабре всё идёт к тому, что удастся продать и Capital Airlines

Начало happy end’а

4 декабря стало известно, что для подразделение авиационного лизинга CDB оплатит для авиакомпаний группы HNA восемь уже произведённых самолётов Airbus A330, поставка которых была намечена на 2018 год.

Читайте также:  Поставки самолётов Airbus в 2018 году

Европейский производитель приостанавливал передачу готовых машин; теперь же эти восемь самолётов будут распределены между Hainan Airlines и Lucky Air (8L).

Airbus A330-343 авиакомпании Hainan Airlines

Airbus A330-343 авиакомпании Lucky Air